В Рoссии дoля пaциeнтoв, нaчинaющиx пoиск врaчa с сaйтa-aгрeгaтoрa, зa пoслeдний гoд вырoслa пoчти в двa рaзa. Пo дaнным Eдинoгo Мeдицинскoгo Пoртaлa, eсли в 2014 гoду рынoк oнлaйн-зaписи нa приeм в частные клиники составлял порядка 400 млн рублей, то в 2015 году объем этого рынка достиг 750 млн рублей. Такая динамика напрямую связана с количеством пациентов, записавшихся на прием к врачу онлайн. Потребители отказываются от привычки тратить время на звонки и самостоятельную обработку информации в пользу онлайн-агрегаторов.
Похожий процесс смены парадигмы наблюдался семь лет назад в сфере гостиничного бизнеса, — рассказывает руководитель проекта «Единый медицинский портал» Владимир Митрофанов. — Если несколько лет назад доля онлайн-бронирования отелей не превышала 3%, то сегодня до 90% бронирования отелей происходит онлайн. Причем сам процесс давно переместился на профильные интернет-площадки.
Несмотря на то, что в России подобные процессы стартовали заметно позднее, динамика развития онлайн-сервисов в области медицинских услуг у нас сопоставима. Своего рода тон, по мнению Владимира Митрофанова, задала госпрограмма построения системы онлайн-записи на прием к врачам госучреждений, которая хорошо прижилась в крупных городах: для рядового пользователя онлайн-запись кратно сократила временные затраты на посещение участкового терапевта.
Конечно, медицинский рынок имеет свою специфику, однако тренд увеличения доли онлайн-записи и онлайн-услуг будет нарастать и в медицинской сфере. Так, по данным исследовательской компании Accenture Consulting, доля записей к врачу онлайн в США сегодня составляет всего 11%. Однако, по прогнозам Accenture Consulting, уже к 2019 году две трети американских медицинских клиник и госпиталей будут оборудованы системами онлайн-записи пациентов. Для национальной системы здравоохранения США это будет означать экономию в 3,2 млрд долларов (за счет роста производительности труда и возможности управления потоком пациентов). Для пациентов онлайн-запись позволит существенно экономить личное время: согласно опросам, 77% американцев предпочли бы заказывать, менять и отменять визит к врачу онлайн.
Во многом эта тенденция связана с уровнем проникновения Интернета (в России он уже сравним с развитыми странами), а также сменой поколений: экономически активное население страны выросло в эпоху Интернета и уже привыкло воспринимать его как способ уменьшения самых разных транзакционных издержек. В рамках этой логики — удобного для пользователя интернет-сервиса — построена система Единого Медицинского Портала. Клиент за несколько кликов, исходя из различных параметров (профиль врача, отзывы, стоимость, расположение клиники и т. п.), может быстро подобрать врача и заказать время визита. При регистрации на портале он получает на бонусный счет 500 рублей, которые может потратить на оплату услуг клиник — участников программы: достаточно показать в регистратуре талон в распечатанном виде или на экране телефона.
Пока в области платных медицинских услуг соотношение онлайн-записи и других каналов коммуникаций (звонок в регистратуру или напрямую врачу) составляет 30 на 70. В России пациенты прежде всего используют Интернет для поиска информации о клинике и враче. Так, по данным исследования Единого Медицинского Портала, с помощью Интернета 12% клиник получают до 70% пациентов, около 50% клиник — до 50% пациентов. Однако после анализа найденной информации большинство пациентов предпочитает звонить и записываться напрямую. Причин этому несколько: привычка, желание общаться с живым человеком или отсутствие полноценной онлайн-записи и актуальной информации на сайте клиники или агрегатора. Однако по мере развития рынка здесь можно ожидать большие изменения. Клиники, заинтересованные в сокращении издержек и привлечении клиентов, будут активнее сотрудничать с интернет-сервисами, а пациенты — получать похожие бонусы в виде экономии времени и денег.