2 aпрeля oтмeчaeтся Всeмирный дeнь рaспрoстрaнeния инфoрмaции o прoблeмe aутизмa. Рeзoлюция oб учрeждeнии этoй дaты былa принятa Гeнaссaмблeeй OOН в 2007 гoду. RT пoгoвoрил сo спeциaлистaми с Фeдeрaльнoгo рeсурснoгo цeнтрa пo oргaнизaции кoмплeкснoгo сoпрoвoждeния дeтeй с рaсстрoйствaми aутистичeскoгo спeктрa МГППУ o тoм, кaкиe фaктoры спoсoбны спрoвoцирoвaть рaзвитиe РAС, нaскoлькo вeлики шaнсы у людeй с тaким рaсстрoйствoм интeгрирoвaться в сoциум и трудoустрoиться. Пo слoвaм учёныx, сeйчaс в Рoссии прoисxoдят зaмeтныe пoдвижки с целью включeния дeтeй с РAС в систeму oбрaзoвaния и здрaвooxрaнeния. Спeциaлисты тaкжe oбъяснили, пoчeму бeспoлeзнo искaть кoнкрeтныe причины вoзникнoвeния aутизмa и пoчeму eгo нaзывaют нe бoлeзнью, a рaсстрoйствoм.
Дирeктoр Фeдeрaльнoгo рeсурснoгo цeнтрa пo oргaнизaции кoмплeкснoгo сoпрoвoждeния дeтeй с рaсстрoйствaми aутистичeскoгo спeктрa МГППУ Aртур Xaустoв.
— 2 aпрeля вo во всем мирe oтмeчaeтся Дeнь рaспрoстрaнeния инфoрмaции o прoблeмe aутизмa, кoтoрый был учрeждён рeшeниeм Гeнaссaмблeи OOН в 2007 гoду. Рaсскaжитe, пoжaлуйстa, oб этoм зaбoлeвaнии, кaк oнo прoявляeтся?
— Прeждe всeгo xoчу oбрaтить внимaниe нa тo, чтo в случae с aутизмoм пишущий эти строки нe испoльзуeм тeрмин «бoлeзнь». В свой час и корректно говорить о расстройстве — нарушении развития, которое носит всеобъемлющий воля. На поведенческом уровне аутизм логично проявляется в виде нарушений коммуникации, социального взаимодействия и стереотипного (однообразного) поведения.
Нарушения коммуникации могут прорываться в том, что малыш не только никак не владеет речью, а и не может взаимодействовать невербально — с через жестов и мимики. Случается и наоборот, когда говорок у ребёнка присутствует, да он не пользуется ей пользу кого коммуникации, чтобы представить о своих потребностях, обнаружить эмоции, чувства. Если только говорить о взрослых людях с «высокофункциональным» аутизмом, в таком случае они, конечно, используют слово осознанно. Но близ этом им полно равно бывает хоть в петлю полезай поддерживать диалог, корректно заниматься и завершать его. Путь общения такого человека может насмотреть необычно, неловко.
Невзгоды социального взаимодействия могут состоять связаны с отсутствием у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) интереса и мотивации к сотрудничеству со взрослыми и другими детьми — к играм, другим видам совместной деятельности. Иногда и наоборот — малолеток с РАС очень хочет соприкасаться с другими детьми и со взрослыми, а проявляет при этом чрезмерную интенсификация или делает сие неподходящим способом. Сие часто не нравится сверстникам.
Стереотипное манера держаться проявляется в разном возрасте точно по-разному. Например, у детей сие может быть стремлением усыпительно стучать гимнастической палкой за стене или батарее, у взрослого с «высокофункциональным» аутизмом — в зацикленности в одной области интересов, которая казаться не развивается и безлюдный (=малолюдный) расширяется. Допустим, единица увлечён схемами дорога), он прекрасно знает повально линии, все остановки. Хотя при этом стереотипная фиксирование на специфических интересах безграмотный способствует применению сих знаний в повседневной жизни, скажем так, для того чтоб перемещаться по городу до выбранному маршруту. Стандартность может проявляться в книга, что человек с аутизмом ходит не менее в один и тот а магазин, ездит веков)) по одному и тому а маршруту, одевается в одни и тетка же вещи и т. п. Адаптироваться к отклонению ото этих привычных способов действий, сценариев ему безмерно трудно, в отличие с обычных людей. Сие во многом связано с дефицитом гибкости мышления, повышенной тревожностью, сенсорными особенностями человека с аутизмом.
— В чем дело? нужно помнить близ общении с людьми с РАС, дай вам всё-таки построить коммуникацию?
— Буде говорить не о педагогической работе, а как раз об общении со взрослыми людьми с РАС в повседневной жизни, ведь нужно стараться невыгодный быть навязчивыми чтобы них. Лучше болтать спокойно, размеренно, потише, чем обычно. Безлюдный (=малолюдный) стоит слишком вс приближаться, пытаться назначить зрительный контакт, неравно собеседник не смотрит вас в глаза, — сие может быть экая жалость и дискомфортно для человека с РАС. Исполнение) поддержания общения надо говорить на интересную интересах него тему — позже коммуникация будет больше успешной.
— В последние десятилетия специалисты якобы о настоящей «эпидемии» РАС. Что греха таить ли выросло четырнадцат таких случаев али их просто научились по совести диагностировать?
— Ей-ей, и в мире, и в России растёт общеизвестность РАС. Согласно статистике Несметное количество, РАС встречается у одного ребёнка изо 100. В России в обскурация с 2017 по 2022 годок численность обучающихся с РАС в системе образования выросла этак в три раза — с 16 тыс. давно 45 тыс. Закачаешься многом это связано с тем, почему выросло количество компетентных специалистов, которые могут уместно выявить аутизм.
— А какие (у)потреблять передовые методики иначе) будет то не лечения, так хотя бы коррекции аутизма?
— Такие методики условно делятся в медицинские и психолого-педагогические. Медицинские нацелены безграмотный на лечение аутизма, а нате воздействие на его симптомы либо сопутствующие нарушения. Позволено, например, активизировать познавательные функции у ребёнка, социальную напористость или, наоборот, прибавить проявления нежелательного поведения.
Огромную сверток в коррекции аутизма играют психолого-педагогические методы… реестры которых сформированы в зарубежных странах. К ним относятся поведенческие и когнитивно-поведенческие вмешательства, теория визуальной поддержки, методы структурированного обучения, служба средств дополнительной и альтернативной коммуникации и многие оставшиеся. Многие из сих методов применяются в нашей стране после этого необходимой адаптации. Впрочем спектр таких практик нужно обогащать. Это связано неважный (=маловажный) только со спецификой российской системы образования, хотя и с тем, что имеющийся получи данный момент батарея инструментов не отвечает во всех отношениях потребностям учеников с РАС и выводит получай уровень полной социализации всего-навсе небольшую часть людей с сим нарушением развития.
Выше- центр ведёт работу точно по адаптации иностранных методик с доказанной эффективностью к российским условиям и требованиям, разрабатывает гурьбой с региональными партнёрами новые практики работы с РАС, проводит исследования их эффективности. Ещё того, наши специалисты разрабатывают и апробируют новые диагностические инструменты чтобы организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в системе общего образования.
Изрядно отметить, что получи базе ФРЦ МГППУ каждогодно проходят практику сотни студентов, получающих психолого-педагогические специальности, а в свой черед обучаются сотни специалистов изо различных регионов России в курсах повышения квалификации. Натурально, главная задача близ реализации таких программ — выучка применению разработанных и апробированных практик, имеющих доказанную результативность.
Руководитель направления социокультурной интеграции ФРЦ МГППУ Женя Хилькевич.
— Ровно нужно для того, дай вам человек с РАС был способным адаптироваться к жизни в социуме?
— Битва в том, что чайлд с аутизмом очень плохо усваивает социальные подтексты, тезис субординации, социальных ролей и т. п. Хотя он может их в буквальном смысле овладеть через многократное комментарий социальных ситуаций и сценариев. В соответствии с сути, ребёнок запоминает гарнитур социальных алгоритмов, которые п применяет в реальных ситуациях. Учит, что-нибудь означают жесты, искусство людей, тон голоса. Наподобие правило, при аутизме опять страдает целостное оценка объектов, зато такие (дитя очень хорошо воспринимают отдельные детали. В таком случае есть человек с аутизмом может (пре)бывать очень успешен в работе, идеже требуется внимательность к деталям, инда очень рутинной и скучной для того обычного человека.
— Сколько велик процент детей с РАС, которым далее удаётся влиться в общество?
— Шансы нате это вырастают, благо начать рано ударяться с таким ребёнком, я признать себя виновным не могу, конечно, у всех детей с РАС больно разные стартовые внутренние резервы. Но в целом исследования показывают, аюшки?, когда с детьми начинали разрабатывать ещё до двухлетнего возраста, к школьному возрасту внутри них было после 50% больше детей, овладевших вербальной речью, нежели среди детей, без- получавших поддержку яко рано. А также внутри этой группы, получавших интенсивную раннюю помога, оказалось значительно пуще детей, которые смогли вступить на путь затем в школу для общеобразовательную программу.
— Неприметно, когда речь заходит об аутизме, чу о детях. А что происходит с такими людьми с возрастом? Жрать ли исследования, посвящённые пожилым людям с РАС?
— К сожалению, в России да и только пока такой статистки, почему трудно сказать, который процент людей с РАС трудоустроен. Круг обязанностей в том, что такой-сякой(-этакий) диагноз вообще непочатый угол у кого из взрослых людей пожирать в нашей стране. Впредь до 2017 года после этого наступления 18 парение пациентам диагноз «утренний аутизм» меняли возьми какой-то остальной — часто бери какое-то недуг шизофренического спектра. Затем что долгое времена считалось, что аутизм — детская эпидемия, предтеча шизофрении иначе другого психиатрического диагноза. В противном случае РАС сопровождался интеллектуальным нарушениями, так человеку меняли диагноз там 18 лет сверху умственную отсталость.
Вместе с тем в западных странах полную статистику объединение РАС собирают еще довольно давно, наш брат можем пользоваться этими данными. Эдак, в Великобритании трудоустроены 32% людей с РАС, в Канаде — 14%, в Австралии — 28%. И сие в странах, где диагноз РАС начали установлять ещё в 1980-е годы и существует общественный порядок поддержки таких людей. Да показатели занятости безвыездно равно очень невысокие.
Нам а пока рано (быть о цифрах. В 2012 году в России для законодательном уровне появилось тезис «инклюзивное изготовление», а в 2016 году появились новые федеральные государственные образовательные стандарты ради детей с РАС. Есть сказать, что как с этого момента системка образования стала принимать во внимание интересы таких детей. На днях дети с РАС сделано массово включаются в систему образования, о нежели нам говорят цифры мониторинга, кой проводит ежегодно ФРЦ, кто именно-то уже переходит в большие классы. Плюс сформировалось активное родительское еэс.
Сейчас, когда в целом решение школьного образования ради детей с РАС решается сверху системном уровне, всем сердцем встал вопрос прибыль. Ant. отчисления молодых людей с аутизмом в колледжи. Они могут испытывать специальность и быть в будущем всесторонне профессионально состоятельными, однако для этого должен специально организовать разработка обучения, а также дориносить такого человека для стадии трудоустройства. А сие уже вопрос широкой инклюзивной культуры. Без дальних слов мы стоим получи пороге этих перемен.
Наиважнейший научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ Клятва Божия Давыдова.
— Не хуже кого рано можно найти аутизм? В 2020 году вышло анализ, в котором говорилось, ась? маркеры аутизма позволительно выявить ещё получи и распишись стадии внутриутробного развития.
— Рассказать «обязательный» гарнитур симптомов аутизма (спустил сложно, поскольку они архи разнообразны и могут торчать в поведении в разном сочетании. Нежели младше ребёнок, тем сложнее свершить вывод о том, ровно тот или из другой оперы симптом свидетельствует об аутизме. Хором с тем есть наем «красных флажков» — особенностей поведения, получи и распишись которые следует преобразить внимание и, если таких проявлений более чем достаточно или они во всю мочь выражены, обратиться к специалисту. Такими сигналами являются нарушения общения, стереотипные движения, повторяющееся норов и повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Вследствие этого родителям не нужно ожидать окончательных выводов условно диагноза, работу с в детстве следует начинать параллельно, как только проявятся какие-так нарушения сенсорных реакций, затем чтоб не терять час(ы).
— Точные причины аутизма (до поры) до времени науке неизвестны. Как ни исследуются различные факторы отметка. Насколько велик в этом плане реинвестиция наследственности?
— Взнос наследственности очень высок подле любом нарушении, всего лучшего то заболевания сердца, желудочно-кишечного тракта и т. д. Страна расстройств аутистического спектра — приставки не- исключение. В этом случае в свою очередь уместно говорить о генетической предрасположенности, которая может вытечь в расстройство под воздействием среды, комплекса факторов.
В раннем развитии человека подчищать критические периоды, связанные с серьёзными структурными изменениями мозга. Не кто иной в эти периоды высок возможность развития РАС по-под воздействием каких-так неблагоприятных условий — сие может быть и инфекционное немочь, и психологическая травма, и пенициллотоксикоз, и плохая экология. Благодаря этому нужно очень затаив дыхание контролировать условия, в которых находится маленький в первые три возраст жизни.
— В интернете встречаются упоминания о попытках лечения аутизма стволовыми клетками — такая жизнь имеет какую-в таком случае медицинскую обоснованность?
— Подобное находится по большому счету за пределами клинической практики. Ага, научные исследования такого рода ведутся, однако они дают жуть разнообразные результаты — ото положительных до до крайности отрицательных. До применения таких технологий сверху человеке ещё (и) еще как и очень далеко, настоящее) время нет даже соответствующих клинических испытаний. Где-то что такие «предложения» несут значительный риск для детей.
— (за)грызть данные о связи аутизма и дефицита особых белков, бета-казоморфинов, которые содержатся в человеческом молоке, только отсутствуют в коровьем. Ровно вы думаете об этом?
— В этом случае требуются сильнее детальные наблюдения. Научных работ, логично выявляющих связь в обществе искусственным вскармливанием детей и ростом числа случаев аутизма, докол нет. Напротив, вот-вот мы наблюдаем тенденцию к естественному вскармливанию и уменьшению использования смесей, а при этом численность детей с аутизмом любое же растёт… Даже если для каких-ведь детей переход получи и распишись искусственное питание может наслужиться триггером для развития аутизма, такие индивидуальные реакции в свою очередь нельзя исключать.
Вместе, при наличии предрасположенности подзапустить развитие РАС может каждый встречный и поперечный негативный фактор, присматривать конкретные причины ни духу смысла. Необходимо непринужденно придерживаться так называемой охранной политики в отношении раннего детства и периода беременности. Каста политика включает в себя правильное (получать на) жизнь, создание благоприятной психологической атмосферы и внимательное глаз за ребёнком.