Нoбeлeвскoй прeмии в oблaсти мeдицины и физиoлoгии зa 2016 гoд удoстoился 71-лeтний япoнский учeный Ёсинoри Oсуми. Eгo нaгрaдили зa исслeдoвaния мexaнизмoв aутoфaгии — процесса, при котором внутри клетки происходит утилизация и переработка ненужных ей частей. При помощи этого механизма клетка может обновляться и продлевать собственную жизнь.
Открытия Осуми проложили дорогу к пониманию фундаментальной важности аутофагии для множества физиологических процессов. Дальнейшее изучение этого механизма может позволить создать новые лекарства от самых разнообразных болезней, с которыми пока не справляется современная медицина.
Руководитель лаборатории перспективных исследований компании BIOCAD Александр Карабельский раскрывает практический смысл данной работы:
— Аутофагия – это очень интересный молекулярный механизм, позволяющий каждой клетке нашего тела справляться с нарушениями, которые приводят либо физиологическому старению клеток, либо в худшем сценарии – к неопластической трансформации – то есть к опухоли. Поэтому изучение этого процесса и попытка его контролировать – это, возможно, не только способ предотвратить онкологические заболевания, но и некий универсальный способ вообще затормозить процессы деградации разных тканей, приводящие к различным возрастным патологиям и состояниям, нервно-дегенеративным заболеваниям, сердечно-сосудистым заболеваниям, саркопении, ожирению, хроническому воспалению и т.п.
Аутофагия помогает клетке использовать по максимуму все ресурсы, которые есть у нее внутри, для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Есть конкретные сигнальные пути, которые отвечают за этот процесс. Сам процесс напоминает самопереваривание отдельных компонентов внутри клетки. Это могут быть неправильно свернутые белки, которые могли бы нарушать внутриклеточные процессы и, например, провоцировать онкогенез. Это могут быть даже части митохондрии – внутриклеточной машины, которая обеспечивает клетку энергией, и она же — генератор активных форм кислорода, которые зачастую называют драйверами старения. Интересен тот факт, что практически любые манипуляции, приводящие к увеличению продолжительности жизни различных модельных животных (в основном для изучения процессов старения используют дрожжи, круглых червей и плодовых мушек) – так или иначе, затрагивают аутофагию.
Однако следует обязательно помнить, что попытка регуляции аутофагии несет риск прогрессирования раковых клеток, так как этот механизм позволяет клетке, в том числе, перерожденной раковой – быть более стрессоустойчивой. Поэтому к любым индукторам или ингибиторам следует относиться с осторожностью. В настоящее время на 1-2 фазе клинических исследований уже находятся несколько ингибиторов аутофагии, которые используются в комбинации с цитотоксическими агентами для лечения рака прямой кишки, множественной миеломы, рака легких, хронического лимфолейкоза и других заболеваний. В данной области ингибиторы более востребованы, так как они приводят к апоптозу (запрограммированной клеточной гибели) раковых клеток. Думаю в ближайшие 5-10 лет мы придем к более полному понимаю этого процесса, что откроет нам либо новые эффективные методы терапии, либо позволит значительно улучшить качество жизни человека.